Photo by Soviet Artefacts on Unsplash
Все у нас в стране хорошо со стабильностью. У стабильности есть ОМОН, ГУБОП и Азаренок. Вот только идеологии у этой стабильности нет. А без идеологии как-то неловко. Так что лучшие умы (какие есть, такие и лучшие) в области политических теорий и практик, заняты сейчас поисками идеологии.Передовой идеологии. Новой идеологии. Такой, идеологии, чтобы аналоговнет. Ну то есть, хоть какой-нибудь идеологии. Правда, как они ни стараются, а получается все равно нечто, замешанное на ностальгии по СССР с ароматом гомофобии и с причудливой ноткой православия. И это на самом деле не случайно.
Принято считать, что ностальгия по СССР имеет очень простое объяснение. Что для одних это тоска по молодости, когда трава была зеленее, а девушки красивее. Для других — способ компенсировать мечтами об идеальном прошлом личную неудовлетворенность и неустроенность в настоящем. А третьи просто заигрались в исторические реконструкции.
Но я думаю, что все, к сожалению, не так просто. Если бы все было так просто, то тоска по советскому прошлому не калечила бы нам будущее. Ну вот реконструкторы 6 Железного легиона не ходят же в Галлию за восстановлением исторических границ и геополитической справедливости. А любителей СССР хлебом не корми, только дай им восстановить историческую справедливость там, где их никто об этом не просил.
Вот когда в Беларуси на государственном уровне широко отмечают день Октябрьской революции, то это не просто ностальгия, традиция или дань памяти. Не почетный караул возле монумента павшим воинам.
Когда беларуские власти говорят, что идеалы Октябрьской революции в Беларуси живы до сих пор, то это тот редкий случай, когда они говорят правду. Потому что у беларуской власти и Октябрьской революции действительно одни и те же идеалы. Просто надо эти идеалы понимать правильно.
Потому что идеал Октябрьской революции — это не социальное равенство. Ну какое там было социальное равенство между крестьянином, которому выдавали на трудодень 200 грамм зерна, и партийным деятелем, пусть даже районного масштаба?
Октябрьская революция восстановила социальное неравенство в масштабах, невиданных со времен третьей династии Ура с ее трудовыми лагерями. Такого социального неравенства миру капитала не снилось. Потому что в мире капитала есть профсоюзы. А у советской власти было НКВД.
Так что Октябрьская революция — точно не про защиту прав трудящихся. От Октябрьской революции трудящиеся получили право трудиться в пользу Октябрьской революции. И если кому не нравилось работать в колхозе за трудодни, тот он мог поработать за паек на Беломорканале.
Ну и уж тем более идеалы Октябрьской революции и советской власти не имеют никакого отношения к справедливости. Ни в одном из ее проявлений.
Вот главное достижение Октябрьской революции – внедрение в массы принципа относительности морали. Идея классовой морали. Когда морально то, что полезно. Можно лгать, убивать, загнать миллионы людей в лагеря, детям — доносить на родителей, а родителям — на детей. И все это будет морально, если это идет на пользу советской власти.
Конечно, людям и раньше случалось совершать все эти нехорошие поступки. Но раньше они, по крайней мере, стеснялись. И сами чувствовали себя неловко, и окружающие как-то вот не очень одобряли.
А у советской власти получилось избавить людей от химеры совести. И сделать это в промышленных в масштабах. И сделала это советская власть, кстати, гораздо раньше, чем, скажем, Гитлер.
Так не удивительно, что у беларуских властей такая ностальгия по советской власти. Потому что у беларуских властей и советской власти одни и те же идеалы. Принцип «не до законов» — это же просто частный случай принципа «классовой морали». Если мораль бывает относительной, то и законы бывают для своих.
Ну и привычка беларуской пропаганды врать и не краснеть, она тоже выросла из ленинской кепки. Сомневаюсь насчет колбасы, но лицемерие в Советском Союзе было точно со знаком качества. Потому что надо ведь ежедневно и убедительно доказывать про свою преданность воображаемым идеалам.
Хотя настоящий идеал у адептов беларуской стабильности на самом деле всего один. Чтобы лично мне было «хорошо и стабильно». И в достижении этого высокого идеала, они не ограничены никакими моральными глупостями. Советская власть их научила — что на пользу, то и морально.
Вот поэтому адепты стабильности и не могут понять, почему эти странные люди выходили на протесты с риском для своего здоровья и донатили посторонним свои собственные деньги с риском для личного благополучия. Потому что в мире относительной морали об эмпатии, солидарности и помощи ближнему принято рассказывать по телевизору.
А заниматься этими глупостями не принято. Потому что эти глупости категорически противоречат еще одну принципу, которому нас старалась научить советская власть: «умри ты сегодня, а я завтра». Так просто те, кто сейчас представляет беларускую власть были лучшими учениками.