Фото: Ольга Лойко
«Бондареву бы разорвало!» Это первое, что приходит на ум при виде бурного и громкого хэллоуинского веселья. Карнавал и тыквенный беспредел охватили Европу и Штаты. Скелеты, привидения, фонари из тыкв и взрослые костюмированные вечеринки скоро сменит милое детское вымогательство — trick-or-treating. Маленькие монстры будут попрошайничать конфеты, обходя квартиры и магазины. Вы можете охать и кривиться от этого безумия, но шоколадом советую запастись. Всем, кто не в Беларуси. О беларусах уже позаботились. Им надо запастись терпением и ничему не удивляться.
Запреты в современной Беларуси работают, как самосбывающееся пророчество. Говори, что что-то запрещено, и оно станет запрещено. То ли реально было запрещено, то ли запретили, чтобы не подставиться — вот народ пишет про что-то, а у нас это не запрещено. Недоработка.
Но в прошлом году, кажется, с Хэллоуином разобрались. Коллеги сообщали, в частности, что распоряжение о запрете праздника рассылал Гродненский облисполком. Там все как положено. И про «недопустимость проведения мероприятий и популяризация праздника «Хэллоуин»». И про запрет всей его атрибутики: тыквы, паутина, привидения, маски на дверях и т.п.
Так что тыквы — в сарай, скелеты — в шкаф, паутину не развешивать. А кто посмеет или недосмотрит, у нас есть народный патруль. Ну как народный — та самая профессиональная тунеядка Бондарева бдит. И регулярно разоблачает отступников. Ни одна паутинка, ничего оранжевое (оранжевая — это же сразу революция!) не укрывается от ее взгляда.
Вот под перо попал «Перекрёсток». Пара тыквочек и паутин — ликвидирована, режим устоял. «В следующий раз, когда озаботитесь благополучием иностранных студентов, прежде обеспечьте граждан Республики Беларусь соответствующей тематической атрибутикой на все праздники, отмечаемые в стране. Скоро 7 ноября – красный день календаря. Креативщики уже что-то подготовили, чтобы порадовать население Беларуси, особенно старшее поколение? Потому как и День отца, и День матери, и целую Неделю родительской любви «Перекрёсток» успешно слил. Наверное, настолько тщательно готовил холуинскую символику, чтобы иностранцев порадовать», — бухтит контролерша.
Благодарность от нее — Мингорисполкому. Быстро ликвидировал врага и проблему «пропаганды культа насилия и жестокости в отдельно взятой торговой точке».
А вот в KFC (Его еще на отечественного цыпленка табака не заменили? Почему какой-то полковник американской армии гребет наши деньги? У нас своих полковников мало? Непорядок) в студдеревне, на Дзержинского, 91, нашлась крамола. Понаклеивали привидений на мебель.
«Наши законы не писаны: продвигают сатанинский холуин!, — гневается автор. — Их вежливо попросили, чтобы они убрали холуинскую атрибутику, но там, видимо, решили, что нарушать решения наших органов можно. У них там свои «ценности»: что им до традиций аборигенов, правда?»
Следующей жертвой стал «Гиппо» в Серебрянке. Недовольный покупатель выражал недовольство и тыкал нерадивых торгашей в письмо Совмина о недопустимости распространения символики Хэллоуина.
В общем, «мы обращаем внимание контролирующих органов на факт пропаганды сатанинского шабаша и культа насилия в ТЦ «ГИППО» и просим принять меры для защиты белорусских детей от деструктива».
На самом деле, недовольных Хэллоуином хватает и на «коллективном Западе». Претензий к древним кельтам, от которых нам достался этот сомнительный, но исключительно популярный праздник, немало.
Праздновали, или, скорее, психотерапевтически готовились, к концу урожайного сезона и наступлению зимы. Это когда темно, холодно, и даже помереть недолго. Других традиционных ценностей у кельтов не было, так что распугивали злых духов как могли. Разжигали костры и надевали костюмы, оставляли угощения для духов.
К концу XIX века эмигранты из Ирландии и Шотландии привезли традиции Хэллоуина в Северную Америку. И там уже начался вполне современный карнавал и детские хождения по домам с выпрашиванием сладостей.
Церковь всегда была от этих языческих штук не в восторге. Пытались праздник «христианизировать». Ночь на 31 октября стала началом праздника, посвященного памяти всех святых и мучеников. Получился полный фьюжн, смешались и христианские и языческие штуки.
В итоге католическая церковь не то чтобы сдалась, но скорее да. Хотя ежегодно священники призывают верующих с осторожностью подходить к символике и традициям, связанным с этим днём. Оккультизмом не увлекаться, сатанизмом не грешить. А тыквы с привидениями — пусть живут.
Зло — реально и его нельзя игнорировать или высмеивать, говорят священники. Но и бояться его не надо, парирует паства и отрывается день в году. Карнавал, ужастики, тыквенный беспредел.
Пока дети наряжаются монстрами и шантажируют окружающих, вымогая конфеты, взрослы тоже идут в отрыв. Или не идут, но с радостью поглядывают, как идут другие. Вот коллеги озадачили вопросом, что пугает беларуских журналистов. Как, мол, насчет фильмов ужасов? Пришлось рефлексировать.
Вот я фильмы ужасов не смотрю, я в них живу. Не смотрю с детства, а также избегаю читать, слушать и думать о страшном. Мне не хватало приключений – и для этого был Индиана Джонс, Сетон-Томпсон, Шклярский. Романтизм в буржуйских интерьерах добирался Дюма. Поржать можно было с милых французов вроде Ришара.
А ужасы… Я же с Автаза. У меня там ужасы: по дороге в школу, в бассейн – в избытке. С курсов вечером зимой через Пионерский сквер возвращались? И что вы знаете про испуг? А мазовские работяги, празднующие получку как в последний раз? Пройдите сквозь их ряды в местном парке, и зомби покажутся вам милыми крошками.
А еще была карательная стоматология. За режиссера фильма ужасов «Дантист» до сих пор стыдно – не лечил он в школьном стоматологическом кабинете восемь зубов за прием под девизом «хрен тебя потом выловишь, терпи сейчас».
И это я еще не говорю про кошмары после 2020-го. Когда стрельба, тюрьма, допросы и безнадега. В общем, прости, Фредди Крюгер, щекочи нервы другим поколениям. Беларуса 1978 года выпуска и рабоче-крестьянского происхождения так просто не напугать. Он сам кого хочешь напугает.
Но есть штуки реально страшные. Такие, как тупое и злобное морализаторство ревнителей «традиционных ценностей», сводящихся в основном к тому, чтобы надавать затрещин женщинам и детям, злоупотребить алкоголем, пересажать оппонентов и еще при случае разбомбить Мариуполь, Бучу и еще много чего.
На низовом уровне это тоже ширится. За тыкву пора извиняться на фоне двери. За паутину — сразу в тюрьму. А святые теперь — те самые моралисты. У них Хэллоуин — сатанизм, а святой Валентин — покровитель геев. Не спрашивайте, почему они так решили. И почему это важно — тоже не спрашивайте. Потому.
Ну хотя бы потому, что бороться с привидениями и сердечками проще, чем с инфляцией. Или с домашним насилием. Или с повальным незнанием английского языка. Напрячься и выучить? Нет, лучше объявить бесовщиной и начать геноцид обладателей тайного знания.
А Хэллоуин мне нравится! Это же про победу над главным страхом. Кельты боялись темноты и монстров. И отрывались по полной. А я, кажется, боюсь идиотов. Как бы это отпраздновать?