Photo by Manoj kumar kasirajan on Unsplash
Это было навсегда, пока не кончилось. Так часто бывает с автократиями. Чаще, чем представляют их бессмертные лидеры. Ведь чем прочнее выглядит стабильность, тем она ненадежнее. Особенно, если эта стабильность зависит от одного человека.
Страна, где воля правителя не связана никаким законом, сожжение книг и поиски бессмертия. Первый китайский император умер, отравившись пилюлями вечной жизни. Его династия, которая должна была править десять тысяч поколений, пережила своего основателя на четыре года. Вечность оказалась короткой.
Когда тринадцатилетний Ин Чжэн стал правителем царства Цинь, за гегемонию в Китае, который тогда еще не назывался, конечно, Китаем, боролись семь царств. Через четверть века осталось только одно. Царство Цинь поглотило все остальные. Именно после этого, в 221 году до нашей эры, Ин Чжэн принял имя, под которым он вошел в историю. Его стали называть Цинь Шихуанди. Что значит первый император династии Цинь.
Цинь Шихуанди придерживался идеологии легизма. Это как учение Маккиавели, только в китайском варианте. И появилось оно на две тысячи лет раньше.
Суть учения состояла в том, что нет другого закона, кроме пользы. Легисты отвергали традиции и с презрением относились к морали. Главным достоинством чиновника считали его преданность государю. Отношения между народом и властью легисты рассматривали как постоянную войну. Если народ силен – государство слабое, говорили они. Поэтому инакомыслие следует подавлять, а народу не следует позволять слишком много думать. В образцовом государстве власть правителя должна опираться на силу и не может быть ограничена никаким законом.
Цинь Шихуанди оказался образцовым учеником. Возможно поэтому, избавившийся от химеры под названием совесть, император оказался таким успешным. Опекуна, который привел его к власти, будущий Цинь Шихуанди вынудил покончить с собой. Мать отправил в ссылку. Во время войны против царства Вэй приказал затопить вражескую столицу вместе со всеми ее жителями.
Как модно сейчас говорить, первый китайский император был эффективным менеджером. Во всех смыслах этого слова. На одном только строительстве Великой китайской стены погибли десятки тысяч человек.
Строилась она, кстати, по тем же принципам, что и Беломорканал. На строительство отправляли пленных и осужденных преступников. Потому что на преступников можно особо не тратиться. Поэтому люди на строительстве мёрли как мухи. И, возможно поэтому в империи Цинь были такие суровые законы. Потому что великой державе не обойтись без великих строек.
В государстве действовала круговая порука. Если провинился один, наказывали его семью, его родственников и его соседей. Законы Цинь касались каждой мелочи и регулировали буквально все. От правил поведения в браке, до стандартов веса домашних животных. Император унифицировал систему письма, измерения, размеры наделов, урожайность и даже длину тележной оси.
Если ты унифицируешь длину тележной оси, ты не можешь обойтись без унификации мыслей. В 213 году до нашей эры Цинь Шихуанди издал указ о сожжении всех книг, которые специально созданная для этого комиссия признала бесполезными. Практически всех книг. За исключением работ прикладного характера по медицине, сельскому хозяйству и инженерии. Всякие исторические труды, философия и литература были признаны вредными и подрывающими государственную стабильность. За их хранение полагалась смертная казнь.
Еще через год император приказал похоронить заживо 460 ученых-гуманитариев. В качестве примера для всех остальных. Чтобы не смущали умы подданых желанием странного.
Чиновникам империи Цинь не полагалось рассуждать. Им полагалось беспрекословно выполнять приказы. Думать за них должно было вышестоящее начальство. То есть, в конечном счете, сам император.
И, конечно, в такой системе власти император был абсолютно незаменим. Ведь без него крестьяне и рис не могли посадить. Поэтому Цинь Шихуанди совершал регулярные инспекционные поездки по стране. И поэтому он никак не мог оставить подданных без своего мудрого руководства. Просто не мог себе представить, как его страна будет без него жить.
Половину жизни император посвятил поискам бессмертия. Он обращался к ученым, посылал экспедиции в дальние страны и пытался выведать у деревенских колдунов секреты эликсира молодости. Во время своих инспекционных поездок посещал заповедные места и искал волшебные травы. Множество придворных врачей трудились над изобретением лекарства, которое сделало бы императора бессмертным.
По злой иронии судьбы именно поиски бессмертия как раз и стали причиной смерти Цинь Шихуанди. Скорее всего, он отравился пилюлями, которые принимал, чтобы жить вечно. Дело в том, что в состав волшебного снадобья входила ртуть.
Цинь Шихуанди умер во время одной из своих инспекционных поездок. Чтобы избежать немедленного политического коллапса, придворные решили не объявлять сразу о его смерти. За это время один из императорских министров Чжао Гао подготовил поддельное завещание, согласно которому новым императором должен был стать не старший, а младший сын. Безвольный и не очень умный. Старшему сыну и нескольким верным трону генералам Чжао Гао от имени императора приказал покончить с собой.
После этого бывший министр стал фактическим правителем империи при слабовольном императоре. С соратниками покойного императора он не церемонился. Все они внезапно оказались изменниками, заговорщиками и злостными взяточниками. Бывший первый министр Ли Сы стал жертвой собственного закона. По обвинению в заговоре против нового императора он был казнен, а его семья истреблена в трех поколениях. Вскоре после этого Чжао Гао избавился и от императора-марионетки.
Но империя уже трещала по швам. Восстания начались еще при жизни «вечного» императора, а после его смерти приобрели настоящий размах. Последний император династии Цинь продержался на престоле чуть больше двух месяцев. Потом столицу осадили повстанцы, императора взяли в плен и через месяц казнили. Новая власть истребила последних членов династии Цинь, которые к этому времени еще оставались в живых. Вечность закончилась.