Photo by MARCIN CZERNIAWSKI on Unsplash
Беларуский закон «О геноциде белорусского народа» — словно задачка, которую подогнали под ответ. Там и беларуский народ (в оригинале «белорусский») определили как советских граждан, и злодеев сразу обозначили (нацистские преступники и их пособники, а также националистические формирования), и временной период для геноцида выделили (годы Великой Отечественной войны и послевоенный период).
Таким образом, стало наказуемо отрицать исключительно один, конкретный геноцид, совершенный конкретными злодеями в отдельно взятое время.
Это очень удобно и для тех, кто закон написал, и для тех, кто его теперь должен исполнять.
Потому что если бы так не сделали, возникли бы сомнения, можно ли отрицать все остальные геноциды, или нет. А прочие геноциды в истории случались, и не раз.
Даром, что понятие геноцида придумали только в двадцатом веке. Занимались этим и до понятия. Часто и охотно.
И даже если забыть про геноцид армян (который, кстати, беларуская власть безнаказанно отрицает), об истреблении племени тутси в Руанде или шалостях Пол Пота, всё равно остаётся достаточно прецедентов. В том числе затрагивающих непосредственно беларуский народ.
В те времена, когда не то, что интернета не было, даже газет никто не читал (потому что не было газет), геноцид случался в любой мало мальски серьёзной войне.
Храбрые воины, взяв какой-нибудь город, считали за доблесть его хорошенько разграбить, всех мужчин вырезать, а женщин изнасиловать. Иногда удавалось город ещё и спалить, если позволяло начальство.
Об этих «подвигах» обычно твердила людская молва или писали придворные летописцы, а источники эти не то чтобы надёжные.
Чем больше становилось грамотных, тем более достоверно документировались геноциды.
Вот скажем, всеми любимый (и, кажется, без пяти минут святой) Александр Суворов. По долгу службы он воевал обычно с собственными гражданами. Совсем как беларуские силовики. В том числе занимался подавлением восстания Тадеуша Костюшко.
Делал он это со всем присущим гуманизмом, то есть направо и налево убивая мужчин, женщин и детей, как например, поступил после взятия Варшавы.
Русско-польская война 1654—1667 гг. тоже в плане геноцидов была замечательной. Об этом конфликте в приличном обществе вообще вспоминать не принято. Потому как некоторые историки считают, что беларуские земли лишились тогда что-то около трети своего населения.
Так это было или нет, люди спорят. Но геноцид имел место сто процентов. Ну, хотя бы потому, что взяв какой-нибудь город, русские войска частенько вели себя следующим образом: «неприятелей в нём всех под меч пустили, а самое место и замок огнём сожгли».
Но геноцид — это не только массовая резня. Под это понятие также подходит насильственное переселение народов, что массово практиковалось в СССР. Путёвки в Сибирь массово распространяли среди этнических поляков и крепких хозяйственников, так называемых «кулаков».
Сюда же, к геноцидам, относится и уничтожение интеллигенции. А ведь именно это и случилось в ночь расстрелянных поэтов в 1937 году, когда по самым скромным оценкам погибло 132 человека. Цвет беларуской нации.
Ну, и не будем забывать про холокост. Беларуские местечки, до Второй мировой бывшие в основном еврейскими, после этой войны такими быть навсегда перестали. В общем, случались геноциды на многострадальной нашей земле. Всех и не упомнишь.
Вот и беларуские власти решили в глубь истории не погружаться. Они же как будто в советское время до сих пор живут. А в СССР всё начиналось в 1917 году, когда дедушка Ленин влез на броневик, вкрутил лампочку, принёс на субботник бревно и таким образом запустил маховик истории.
А до этого были мрак, нищета и крепостное право. Про них вспоминать стоит лишь для контраста с прекрасным коммунистическим будущим.
Поэтому и геноцид власти выбрали хорошо им знакомый, понятный и политически выдержанный. Чтобы можно было им трясти на международных мероприятиях и добиваться у Германии компенсаций.
А прочие прецеденты лучше не вспоминать. Ни о войнах со «старшим братом», ни о вторжении СССР в Польшу в 39-ом, ни о жертвах Куропат.
Потому что есть геноциды правильные и неправильные. Одни отрицать нельзя, а другие — можно. А то и нужно. Особенно тот, когда страшно и массово избивали протестующих в 2020-м.
Ведь начиная с 1994 года в Беларуси началась эра стабильности, процветания и всесторонней заботы государства о неблагодарном народе.
И никаких геноцидов.
По крайней мере, без санкции вышестоящего начальства.