Photo by Aaron Burden on Unsplash
Мир онлайн баталий жесток и беспощаден. Уехавшие пеняют на конформизм оставшихся, оставшиеся намекают на оторванность от жизни уехавших. Беларускоязычные шеймят русскоязычных соотечественников (они же — тайные адепты Путина), невзирая на ранги и заслуги. Жертвы режима, писатели, модные стендаперы, родители учеников русскоязычных школ за пределами Беларуси горят в огне праведного гнева тех, кто с собственным переходом на беларуский приобрел и право решать языковой вопрос всех соотечественников. Мир офлайна другой, и потому снова все популярнее у беларусов старые, добрые и ламповые встречи. Без политики. Но о важном.
Если вы вдруг недостаточно в курсе последних батлов, можно почитать и проникнуться. Тут писателю Саше Филипенко достается за то, что он не пишет на беларуском, тут комика Дмитрия Нарышкина стыдят за то, что он едет в Литву выступать на русском («не здзіўляйцеся потым, калі літоўцы будуць ставіцца да нас адпаведна»). А тут Зенон Позняк клеймит Виктора Бабарико и Марию Колесникову, но это совсем не для слабонервных.
В общем, заходить в соцсети и читать комментарии себе дороже. Тебя шеймят — что уехал, остался, выпал, что-то слушал, читал или писал не на том языке… И тут альтернатива — живые встречи, живые люди. Бальзам на душу и глоток свежего воздуха, буквально как тогда, в 2017-2019 годах, когда появились те, которые собирали вокруг себя других людей и говорили о важном.
В силу моих профессиональных интересов, этими спикерами были в основном бизнесмены, банкиры, экономисты. Собственно, почему были. Большинство из них, слава Богу, вполне живы и на свободе. Они строят свои новые бизнесы, и живут свою нормальную жизнь, разъехавшись по разным странам и континентам.
Сейчас эти встречи постепенно возвращаются. Самый частый глобальный вопрос на них: как жить? Как искать смыслы, опоры, как переживать постреволюционные травмы. Айтишники, предприниматели, бухгалтеры, юристы, строители задают этот вопрос, пытаясь найти свое место в новом мире, перемещение в который часто было весьма поспешным и небезопасным.
Когда от первого бизнесмена из топ-100 я услышала ответ: «Обеспечь свою безопасность, строй свой бизнес, а когда будет возможность вернуться, мы сделаем это, и для Беларуси это будет хорошо», он показался мне избыточно прагматичным.
Когда буквально то же самое повторил другой («Живите там, где безопасно и где растет экономика. Становитесь тут своими. А как помочь Родине, мы найдем»), он показался мне очень рациональным. И честным. И чрезвычайно привлекательным для издерганных соотечественников. Никто не требует от тебя героизма и самопожертвования — это удел немногих и избранных. Ты ни в чем не виноват. Живи свою лучшую жизнь. Открывай для себя весь мир, конкурируй со всем миром. А потом мы вернемся и сделаем Беларусь офигительной.
В принципе, если добавить в скобках «помогай Украине и жертвам репрессий Лукашенко» — чем не гайд по выживанию.
Что нормально для нормального человека, то для журналиста — роскошь. Потому пришлось вчитаться в дебри размышлений господина Позняка о Бабарико. И вспомнить его (не Позняка) выступление ровно семь лет назад, 10 октября 2017 года. Когда ОК16 еще только начиналось, а Виктор Дмитриевич впервые говорил с нами не о кредитах, резервах и инвестпроектах.
Пришло время новых евангелистов, а сегодняшние перемены — не обычные изменения, ежедневно происходящие в мире, а нечто более серьезное, говорил он. Это глобальный вызов и глобальный цивилизационный сдвиг, который последний раз человечество наблюдало 2000 лет назад, только тогда произошло духовное раскрепощение человека, сейчас готовится второе раскрепощение.
«Будущее знать нельзя, в него можно верить. Как выглядит будущее, сейчас не знает никто. Но на наших глазах происходят неожиданные изменения. Востребованы люди, верящие в это будущее и умеющее эту веру донести до других. Кто-то скажет, что первые евангелисты плохо закончили. Но на самом деле скорость изменений вселяет оптимизм. Если для победы христианства потребовалось лет 300−400, то сейчас скорость увеличилась раз в сто, и скорость распространения изменений также резко выросла. Мы уже меряем не столетиями, а годами, десятилетиями», — сказал Бабарико.
«Каждому придется определиться, принять или не принять это учение. Наш выбор уникален — выбор человека, компании и государства. Ты примкнешь к сторонникам нового учения или будешь с теми, кто их гонит? Или, да простит меня церковь, как апостол Павел — сперва гоняешь, а потом поверишь, перейдешь на другую сторону? Никто не знает, будет ли счастье. Но в него можно поверить, и его можно строить. Сейчас каждый может быть евангелистом, но с хорошим концом истории», — говорил он.
Самое пугающее в этой новой реальности — чувство страха, которое мучает многих. «Зачем мне чувствовать ответственность за свою судьбу? Гораздо проще, когда тебе объяснили, что делать, когда есть школа, институт, завод, партячейка. А тут мне говорят: «Ты ответственный за свою судьбу». Как это? А где государство, которое мне мешает? А где условия, которые мне никто не создал?» — иронизировал Бабарико.
Извини, Позняк, я вижу тут не агента Кремля, а человека, который поверил. И которому миллионы беларусов поверили в 2020-м. И он их, то есть нас, не подвел. Новой Беларуси определенно нужны такие, как он. И такие, как те прагматичные строители бизнесов. И другие, разные, сомневающиеся — тоже. Пусть только всё, что для нее делается и будет делаться, будет без шейминга и насилия. Оставим это тому, кто навсегда останется символом старой Беларуси. Дряхлым, мстительным и безнадежно устаревшим.