Unsplash+ In collaboration with Getty Images
Ранний Купала – очень неудобный поэт. Конечно, он пережил чистки 1930-х, вроде вопросов быть не должно – советский человек, правильный, про коммунаров писал. Но вот ранний…
Наверное, это вообще другое лицо, произведения которого ошибочно приписали признанному советской властью песняру и классику. Взять вот, например, стих «А хто там ідзе?» а – о чем он вообще? Буквально по строфам: «А хто там ідзе, а хто там ідзе / У агромністай такой грамадзе? / — Беларусы.» Уже несанкционированное массовое мероприятие. «А што яны нясуць на худых плячах, / На руках ў крыві, на нагах у лапцях? / — Сваю крыўду.»
А что, им плохо жилось? Чего не хватало-то?! Ну вот уже понятно, что товарищ Купала такого написать не мог, он-то знал, что трудящийся народ всем доволен.
Дальше – еще хуже. «А куды ж нясуць гэту крыўду ўсю, / А куды ж нясуць на паказ сваю? / — На свет цэлы.» Ага, бегут, понятное дело. Стих про беглых, не иначе. И точно, про них – «А чаго ж, чаго захацелась ім, / Пагарджаным век, ім, сляпым, глухім? / — Людзьмі звацца.» Слепые, глухие – а туда же. Людьми! Не доросли еще, людишки!
Так вот и выходит, что за последние лет 500 беларусы «зваліся людзьмі» в короткий промежуток между 1991 и 1994 годами, когда у них было избирательное право – то, что делает жителя гражданином. Нет, конечно, паспорта у них были и до, и после того короткого промежутка времени (хотя сейчас с этим бывают проблемы), и в выборах с референдумами они участвовали.
Но вот избирательного права не было, потому что его реализация требует политических свобод, с которыми в Беларуси и ее прообразах как-то не задалось.
Вынесли беларусы «сваю крыўду» в мир, вдохнули воздух свободы. Хорошо! Можно с запрещенной символикой ходить, на экстремистские ресурсы подписываться и вслух говорить обо всем, что ты думаешь о властях своей родины – если, конечно, ты туда не собираешься возвращаться при этих властях.
Как в том советском анекдоте: «У нас в Америке свобода – можно подойти к Белому дому и крикнуть «Рейган – дурак», и за это ничего не будет. – Ну и что, у нас тоже можно выйти на Красную площадь и крикнуть «Рейган – дурак», и за это тоже ничего не будет».
Местные жители послушают, многие посочувствуют. Но главное гражданское право – право избирать и быть избранным – от этого не появится.
И вроде ж такая мелочь – всего один голос из миллионов, разве это имеет значение? Что, все равно хочется? Без проблем – всего и делов-то, что стать гражданином новой страны.
Сложно? Ну и не надо тогда. Столько ж лет так жили! Раньше своя власть устанавливала правила, а сейчас – чужая. Собственно, а что поменялось-то в субъектности? Нас долго приучали к тому, что можно только жаловаться, а «там» разберутся. И мы «нясём крыўду», рассказываем о ней друг другу – а вдруг мир тоже услышит и пожалеет?
И все же, и все же. «Людзьмі звацца» – это обозначить свое место в том «свободном мире», куда тебя забросила судьба. Если нас в нём дискриминируют и притесняют, так ведь именно здесь есть механизмы и организации, которые помогают отстоять и права человека, и законные интересы бизнеса.
В том числе свободные СМИ, причем не только беларуские, а именно свои – польские, литовские и прочие. Их читают, смотрят и слушают избиратели этих стран – значит, нужно работать и с ними. Совместные проекты европейских и независимых беларуских медиа – почему нет? Позиции сторон, совместные журналистские расследования.
Размер беларуского меньшинства достаточно велик, чтобы темы, важные для беларусов, заинтересовали местную аудиторию, от мнения которой зависят решения местных десиженмейкеров.
Ещё «людзьмі звацца» – это про ответственность и честность. Если начинать свой путь в другой стране с попытки скрыть «неудобные» места в своей биографии (родственник-силовик, в прошлом ты работал в госорганах или попавших под санкции организациях, в молодости служил в армии по контракту, твой бизнес связан с Россией и всё такое прочее), то потом, когда какой-то из этих фактов станет известен, будет очень сложно доказать, что тебе просто неловко было о таком говорить или в момент заполнения документов в миграционной службе как-то вылетело из головы.
Беларусь – не такая уж большая страна, но госсектор в ней совсем не маленький, а бизнес имеет долгую историю работы на российском рынке. Сложно представить себе человека, у которого в таких условиях не будет «неудобных» связей. В большинстве случаев в них нет ничего плохого – это просто жизнь.
Надо только ответить для себя на вопрос, где та черта, за которой «просто жизнь» превращается в зло, и быть последовательными в неприятии такого зла, в том числе по отношению к самим себе. Ответственность помогает установить доверие, без которого народу, потерявшему родину, придётся очень туго.
Да, всё это сложно, и будет только сложнее. Но надо помнить, что против нас не литовцы, не поляки и не другие «граждане свободного мира», а те, кто выдавил нас из страны и хочет, чтобы у таких, как мы, не осталось в этом мире никакого места.
А еще против нас наши комплексы и фобии. Но с нами наши трудолюбие, солидарность и индивидуализм, готовность брать на себя ответственность. С нами литовцы, поляки и другие европейцы – такие же люди, как и мы, которые хотят, чтобы мы жили в свободной стране и были добрыми соседями и желанными гостями. Не так уж и мало, чтобы суметь отстоять свое право «людзьмі звацца».