Photo by ANTIPOLYGON YOUTUBE on Unsplash
Находясь в безопасности, по другую сторону границы, в какой-то момент начинаешь воспринимать новости с родины как реалити-шоу. Такая себе «Игра в кальмара». На каждом следующем уровне для рядовых игроков правила меняются, но часть из них выживает – и игра продолжается.
Теперь добавим к этому реалити-шоу элементы эксперимента Милгрэма. Только модифицируем его: на вопросы будет отвечать участник эксперимента, который заведомо не знает на них ответов или не хочет отвечать правильно в силу особенностей характера. А удар тока будет получать тот, кто вообще не может ничего сказать. Шоу становится увлекательнее: его участников очень жалко, но что поделать – таковы правила.
Нам, людям, живущим в эпоху ускорившегося времени, сложно уместить это в голове: почти две тысячи лет тому назад Иисус простым и понятным современному человеку языком свел девять правил со скрижалей к одной заповеди: возлюби ближнего своего, как самого себя. Просто и ясно.
Закон остался законом, но акценты изменились принципиально. Ветхий Завет – это послушание из страха, принцип «око за око». Новый Завет – это действия, в основе которых лежит любовь. Потому что только такие действия способны остановить зло.
Наверное, это самое сложное для любого человека. Когда мы сталкиваемся со злом, мы хотим с ним расправиться – принцип «око за око» зашит в нашей природе. Но большинство из нас слишком слабы, чтобы сделать это самостоятельно. Поэтому мы отдаем карающий меч правосудия и сопутствующие полномочия в руки государства. Этому даже есть название: монополия на насилие.
Передав государству власть, мы снимаем с себя ответственность: государство разберется. Беда в том, что государства как субъекта не существует. Государство – это множество институтов и сложная система распределения полномочий и ответственности.
А поскольку единого субъекта нет, то внезапно оказывается, что любое твое решение как власть имущего (не важно, наверху ты или внизу иерархии власти) легко может быть освящено «интересами государства». А государство не может любить ближнего. У него нет угрызений совести. Государство – это идеальная оболочка для зла.
Любить ближнего могут люди, находящиеся по ту сторону государства. Иногда мы называем их «винтиками государственной машины». Но они от этого не перестают быть людьми, по своей природе способными поставить себя на место других и задуматься о последствиях своих решений, которые, конечно же, принимаются «в интересах государства».
Им особенно сложно – ведь за ними закон, а закон – это «око за око». Наказывать за нарушение закона, основываясь на принципе «возлюби ближнего своего», мягко говоря, непросто. Спустить с рук? – Кто же тогда поверит в твою силу? Закидать камнями? – При первой возможности получишь камень в ответ. Принцип «око за око» продолжает действовать, даже когда «очи» заканчиваются – там ведь еще «зуб за зуб», а зубов-то куда как больше…
Наверное, Иисус сменил акценты в Законе, чтобы его исполнение перестало умножать зло. В идеальном мире, любой человек, который способен повлиять на решение, которое определит судьбы миллионов, сперва задумается: хотел бы я оказаться на их месте? Как бы я на это отреагировал? Не станет ли мое решение той снежинкой, которая обрушит лавину ненависти?
Потом, в будущем, всегда просто говорить: вот видите, мы все правильно делали: это же была борьба с исчадьями ада, мы ведь пытались их там запереть, но было уже слишком поздно, надо было раньше сравнять этот ад с землей, пока они не вырвались оттуда и не превратили наш райский уголок в руины… Сомнений не останется, но все же, пока этого не произошло: может, другой путь все-таки есть?
«Пойдите, научитесь, что значит: «Милости хочу, а не жертвы»? Недавние заявления президента Литвы звучат именно в таком ключе, и это обнадеживает.