Почему «Оскар» в 2024 году перестал быть вне политики

Почему «Оскар» в 2024 году перестал быть вне политики

Мстислав Чернов и его команда. Фото: Mike Blake / Reuters / Scanpix / LETA

В Лос-Анджелесе сегодня ночью прошла 96-я церемония кинопремии «Оскар». Самая важная статуэтка была вручена украинским журналистам, снявшим документальный фильм «20 дней в Мариуполе».

Остальные главные награды в разных номинациях за «лучший фильм» тоже получили фильмы о войне. Неужели «Оскар» перестал быть вне политики?

«Я бы отдал эту награду, чтобы Россия никогда бы не нападала на Украину»

«Это первый «Оскар» в украинской истории. Это честь для меня. Но, вероятно, я первый режиссер в истории, который скажет, стоя на этой сцене: «Хотел бы я, чтобы этого фильма не было». Я бы отдал эту награду, чтобы Россия никогда бы не нападала на Украину. Никогда не захватывала наши города, чтобы не убивала десятки тысяч украинцев, чтобы не удерживала заложников — гражданских и солдат, которые защищали свою землю.

Но я не могу изменить историю, не могу изменить прошлое. Но мы все вместе. Вы [присутствующие на церемонии кинематографисты] — самые талантливые люди в истории. Мы должны убедиться в том, что история будет записана верно. И правда восторжествует. И люди в Мариуполе, и те, кто отдал свои жизни, никогда не будут забыты.

Кинематограф формирует память, а память формирует историю. Спасибо всем, спасибо Украине. Слава Украине!», — с такой речью на церемонии Оскар выступил лауреат премии, режиссер Мстислав Чернов, снявший документальную картину «20 дней в Мариуполе».

Фильм рассказывает о жизни Мариуполя во время первых дней полномасштабного вторжения России в Украину. Команда репортеров Associated Press, в составе которой были режиссер Мстислав Чернов, фотограф Евгений Малолетка и продюсер Василиса Степаненко, 20 дней снимала осажденный российскими войсками город. Обязательно посмотрите его, если еще не сделали этого. Это страшный, но очень важный для истории фильм.

Вне политики — не бывает

Сегодняшний «Оскар» оказался не таким, как обычно. Много лет киноакадемия говорила, что премия – вне политики. Еще в прошлом году «Оскар» был настолько вне политики, что организаторы отказались показать видеообращение президента Украины Владимира Зеленского на церемонии награждения.

Но список победителей этого года говорит об обратном. Оказалось, что искусство, даже великое, мировое искусство – кинематограф – не может жить за забором, снаружи которого идет война, как в фильме «Зона интересов» Джонатана Глейзера, получившим статуэтку за лучший иностранный фильм.

В нем рассказана история коменданта Освенцима, построившего прекрасную жизнь своей семьи за забором концлагеря. Пока в лагере убивают людей, «истинные арийцы» живут свою красивую, безоблачную жизнь, приправленную лишь звуками лагерных печей.

В 2024 году жить и уверять, что искусство – вне политики, а то, что о политике, не стоит мирового признания в виде награды, глупо и как-то даже наивно.

«Оскар» имел свою доминанту, свой лейтмотив – военный»

О мировых угрозах – весь сегодняшний «Оскар». Главный триумфатор церемонии – «Оппенгеймер» Кристофера Нолана – тоже о них. О гении, создавшем самое страшное оружие в мире, способное уничтожить человечество.

Ядерная угроза, которая еще несколько лет назад казалась лишь страхом, навязанным СМИ, сегодня стала вполне реальной. Ну можно ведь убить своего оппонента в тюрьме без личных последствий для себя? Значит, и на кнопку нажать можно.

— Я искренне считаю, что это коллективное бессознательное высказалось (при этом я не считаю, что есть какие-то кукловоды-режиссеры церемонии, решающие, кто и что должен получить), но четыре главных победителя в номинации под названием «лучший фильм» служат одной идее.

«Оппенгеймер» Кристофера Нолана – «лучший фильм» о соучастии интеллектуала в войне, об ответственности за войну и за создание оружия. «Лучший анимационный фильм» — «Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки, фильм о войне, о травме войны, о личной ответственности человека искусства за нее.

«Зона интересов» — «лучший фильм на иностранном языке», фильм о безразличии, о том, как семья живет за забором концлагеря Аушвиц, и фильм тоже протягивает к современности мостик. И, наконец, «20 дней в Мариуполе» — «лучший документальный фильм».

Это выглядит очень изящно, как цельный замысел. В то же время я уверен, что это не замысел, это коллективный разум, который так реагирует на нынешнюю войну. Праздничный «Оскар» с огромным количеством забавных тем, с феминистическими темами, имел свою доминанту, свой лейтмотив – военный мотив.

Это все про то, что конфликт в Украине – не локальный конфликт, есть глобальный конфликт, по всему миру разгораются разные очаги единой Третьей мировой войны. Страшно об этом говорить, но как будто «Оскар» нам сообщает именно это, — поделился своим впечатлением от «Оскара» в утреннем стриме кинокритик Антон Долин.

И не сдавайтесь

Кстати, церемония многих удивила еще и смелостью. На ней показали концовку фильма «Навальный» (который в прошлом году взял «Оскар» за лучший документальный фильм). Там Алексей отвечает на вопрос, что делать, если его убьют.

«Не сдавайтесь. Все, что нужно для торжества зла, — это бездействие добрых людей. Поэтому бездействовать не надо», — сказал с экрана в Лос-Анджелесе в марте 2024 года Алексей Навальный, которого меньше месяца назад убили в тюрьме. И зал взорвался аплодисментами.

И это очень важный момент. Важно напомнить миру, Голливуду, кинематографу, искусству, что в момент торжества зла мы все окажемся одинаково беззащитными. Поэтому ему нельзя позволить победить.

Нравится
15
Супер
0
Смешно
0
Удивительно
0
Грустно
0
Злюсь
0
Мы используем файлы cookie, чтоб вам было удобно и безопасно пользоваться нашим сайтом, а также для улучшения его работы.
Политика конфиденциальности
Я принимаю